Здание 1. Особняк И. А. Миндовского
1903 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Иван Александрович Миндовский (1836–1912 гг.)
Представитель третьего поколения династии русских предпринимателей, верхневолжский текстильный фабрикант и крупнейший домовладелец Вичуги и Кинешмы.
Адрес : Москва, Поварская ул., д. 44/2, с. 1
1903 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Иван Александрович Миндовский (1836–1912 гг.)
Представитель третьего поколения династии русских предпринимателей, верхневолжский текстильный фабрикант и крупнейший домовладелец Вичуги и Кинешмы.
Адрес : Москва, Поварская ул., д. 44/2, с. 1
Здание на углу Скарятинского переулка и Поварской улицы — один из лучших и самых известных памятников московского модерна. В 1903 году на месте старой городской усадьбы на Поварской улице Московское Торгово-строительное общество под руководством Я. А. Рекка построило особняк «под ключ» по проекту Л. Н. Кекушева, который должен был привлечь покупателей не только стильностью внешнего облика и богатством внешнего облика, но и богатством внутреннего декоративного убранства. Внешний облик особняка в отличие от других построек Л. Н. Кекушева начисто лишен эклектических элементов и представляет собой один из самых чистых образцов московского модерна.
Вернуться к списку
Здание 2. Особняк М. Г. Понизовского Торгово-строительного акционерного общества
1903–1904, 1914–1915 гг. (перестройка)
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Матвей Григорьевич Понизовский – купец 1-й гильдии. После революции 1917 года Матвей Григорьевич с семьей иммигрировал во Францию.
Адрес : Москва, Поварская ул., д. 42, стр. 1
1903–1904, 1914–1915 гг. (перестройка)
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Матвей Григорьевич Понизовский – купец 1-й гильдии. После революции 1917 года Матвей Григорьевич с семьей иммигрировал во Францию.
Адрес : Москва, Поварская ул., д. 42, стр. 1
В начале ХХ века усадьбу, горевшую в 1812 году и восстановленную к 1815 году, купило Московское торгово-строительное общество Я. А. Рекка, и на ее месте в 1903 году было выстроено 2 особняка (Миндовского и Понизовского). На месте деревянных усадебных строений появился двухэтажный особняк с полуподвалом и конюшней во дворе. Дом был рассчитан на состоятельных покупателей, был комфортабельным: в доме было 12 комнат, три из них парадных, шесть балконов, калориферное отопление, вентиляция, водопровод, канализация и электрическое освещение. Построен в стиле модерн. Объемно-пространственная композиция особняка образует вдоль Скатерного переулка четыре «зубчатых» фасадных выступа. Сооружение как бы составлено из подобных объемов, которые уступами поднимаются к угловому башнеобразному блоку, образуя пирамидальную композицию. Кульминацией архитектурной композиции особняка была башня на углу Поварской и Скатерного переулка, увенчанная четырехгранным куполом, крытым листовой медью и окруженным по периметру широкой площадкой, образованной карнизом большого выноса, и внешне напоминающим шляпку с широкими полями. В 1908 г. владение с постройками было продано М. Г. Понизовскому за 165 тысяч рублей. В 1914—1915 гг. оно было переделано и превратилось в неоклассическое здание. Однако парадные интерьеры особняка почти полностью сохранили богатейшую авторскую отделку Кекушева в стиле модерн. Сегодня здесь располагается посольство Афганистана.
Вернуться к списку
Здание 3. Особняк О. А. Листа — Н. К. Кусевицкой
1898–1899 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Отто Адольфович Лист – московский предприниматель, владел особняком до 1910 г. В 1910 году особняк был продан жене гениального контрабасиста и дирижера Сергея Кусевицкого Н.К. Кусевицкой.
Адрес : Москва, Глазовский пер., д. 8, стр. 1
1898–1899 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Отто Адольфович Лист – московский предприниматель, владел особняком до 1910 г. В 1910 году особняк был продан жене гениального контрабасиста и дирижера Сергея Кусевицкого Н.К. Кусевицкой.
Адрес : Москва, Глазовский пер., д. 8, стр. 1
Дом Лев Николаевич Кекушев изначально строил для себя, но вскорости продал его О. А. Листу, который владел им до 1910 года, а затем был продан Н. К. Кусевицкой. В 1910-х годах, когда особняком владели Сергей и Наталия Кусевицкие. С. А. Кусевицкий — гениальный контрабасист и дирижер. Дом стал одним из центров музыкальной и художественной жизни Москвы. В особняке проходили собрания совета «Российского музыкального издательства». Здесь останавливались Александр Скрябин, Клод Дебюсси, Александр Глазунов, Артур Никиш, Ферручо Бузони, Гарольд Бауэр, Бруно Вальтер и Михаил Бихтер, бывали Сергей Рахманинов, Николай Метнер, Сергей Прокофьев, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Борис Пастернак и многие другие деятели культуры. Л. Н. Кекушев построил дом как собственный, но уже в 1900 году продал его О. А. Листу. Это первый московский особняк, построенный в Москве в стиле модерн в 1898—1899 годах. Для этого особняка, как и для большинства ранних особняков в стиле модерн, характерно соединение нового стиля и отдельных декоративных элементов романского зодчества. Также здесь прочитывается влияние бельгийского архитектора Виктора Орта, основоположника франко-бельгийского стиля арт-нуво, который был созвучен кекушевскому пониманию нового стиля. Сегодня здесь располагается Представительство Калужской области при Правительстве Российской Федерации.
Вернуться к списку
Здание 4. Особняк Т. И. Коробкова — О. П. Коробковой
1894–1896 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Трифон Иванович Коробков, купец, и его жена Ольга Петровна – потомственные почетные граждане. Купец Трифон Коробков владел собственным бумажным производством и был представителем финансово-биржевых кругов Москвы.
Адрес : Москва, Пятницкая улица, д. 33-35, с. 1
1894–1896 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Трифон Иванович Коробков, купец, и его жена Ольга Петровна – потомственные почетные граждане. Купец Трифон Коробков владел собственным бумажным производством и был представителем финансово-биржевых кругов Москвы.
Адрес : Москва, Пятницкая улица, д. 33-35, с. 1
Асимметричный особняк сиреневого цвета является образцом архитектурного стиля эклектика с ярко выраженными мотивами барокко. Этот цвет — «хамелеон», меняющий оттенок от лилового до сиреневого в зависимости от погоды и освещения. Дом был построен в 1866 году и перестроен знаменитым архитектором Львом Кекушевым в 1894—1896 годах. Кекушев капитально изменил облик старого невзрачного дома с помощью сравнительно немногих средств. Пристроив башенку-фонарик с фигурным куполом, завершенный кованным гребнем с львиной маской у основания. В особняке сохранилась богатая отделка интерьеров. При внутренней отделке архитектор использовал натуральное золото. Вдоль фасада по Пятницкой улице расположены парадные помещения — зал, гостиная и будуары; во вновь пристроенной части — столовая, кабинет хозяйки, зимний сад, буфетная, кухня наверху и детские внизу.
Вернуться к списку
Здание 5. Особняк А. И. Обуховой
1891–1892 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец :
Адрес : Москва, Малый Козловский пер. д. 4
1891–1892 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец :
Адрес : Москва, Малый Козловский пер. д. 4
Особняк А. И. Обуховой (вдова купца Обухова И.Я.) — одна из самых ранних самостоятельных работ Льва Кекушева в Москве. Особняк строился на месте главного дома давно сформировавшейся городской усадьбы, участок которой узкой стороной выходил в Малый Козловский переулок. Проект, утвержденный Московской управой, эффектно выполнен молодым Кекушевым коричневой тушью со штриховкой. Это первая законченная московская постройка Льва Кекушева, в ней уже видны характерные черты его индивидуального почерка. Двухэтажное здание компактно, общая площадь — 464 кв.м. Внешний облик дома очень прост и соответствует языку поздней эклектики. Особое внимание уделено фасадной пластике, при обработке стен первого этажа используется рельефный сколотый руст. В решении окон фасадной плоскости Кекушев применил прием, который впоследствии стал его любимым. Он поместил окна в неглубокие фасадные ниши, а сами рамы заглубил чуть больше обычного. До нас дошли мелкие лепные кронштейны под горизонтальной тягой над тремя окнами первого этажа. Сейчас это здание занимает Итальянский Институт культуры.
Вернуться к списку
Здание 6. Дом в усадьбе Грачевка
1899–1900 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев, строил – Г.А. Кайзер
Владелец : Митрофан Семенович Грачев – московский купец 1-й гильдии. Будучи приказчиком у богатого помещика, бравшего его с собой в заграничные поездки. Однажды в игорном доме в Монте-Карло он выиграл целое состояние. В память об этом событии он задумал в своем имении Ховрино построить дом, напоминающий ему казино в Монте-Карло.
Адрес : Москва, Клинская ул., 2, стр. 1
1899–1900 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев, строил – Г.А. Кайзер
Владелец : Митрофан Семенович Грачев – московский купец 1-й гильдии. Будучи приказчиком у богатого помещика, бравшего его с собой в заграничные поездки. Однажды в игорном доме в Монте-Карло он выиграл целое состояние. В память об этом событии он задумал в своем имении Ховрино построить дом, напоминающий ему казино в Монте-Карло.
Адрес : Москва, Клинская ул., 2, стр. 1
Проект нового дома М. С. Грачев заказал Льву Кекушеву. По своим архитектурным формам он принадлежит к поздней эклектике. Дом имел прямой прототип — казино в Монте-Карло — который нужно было адаптировать к облику и масштабу загородного дома. Эта ассоциация была выдержана не только в экстерьере, но и в интерьерах здания. Формы казино отчетливо прочитываются в архитектуре паркового фасада с его трехчастным порталом, зажатым между двумя башнями и увенчанным грузным барочным куполом над центральной частью. Угловая башня главного фасада очень похожа на башни казино. Современники определяли стиль дома как французский ренесанс. Избранный стиль дома достаточно вторит «стилю Гарнье». Следование этому стилю придало ховринской постройке нарядный вид. Интерьеры дома Грачева отделаны очень пышно — с обилием лепнины и позолоты. Сейчас здесь расположена Московская областная физиотерапевтическая больница.
Вернуться к списку
Здание 7. Особняк М. С. Саарбекова (ныне известен также как «Дом Балтрушайтиса»)
1899–1900 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев, при участии С.С. Шуцмана
Владелец : Моисей Семенович Саарбеков – почетный потомственный гражданин, владелец химического завода за Рогожской заставой на Владимирском шоссе.
Адрес : Москва, Поварская ул., д. 24, стр. 1
1899–1900 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев, при участии С.С. Шуцмана
Владелец : Моисей Семенович Саарбеков – почетный потомственный гражданин, владелец химического завода за Рогожской заставой на Владимирском шоссе.
Адрес : Москва, Поварская ул., д. 24, стр. 1
Законченное в 1900 году здание стало вторым кекушевским особняком в стиле модерн в Москве. Постройку сразу оценили профессионалы за редкую для Москвы того времени рафинированность и чистоту форм. Так как особняк окружен садом и с двух сторон зажат соседними зданиями, дом строго фасаден. Эту вынужденную плоскость постройки Кекушев преодолел выразительной фасадной пластикой, значительным выносом кровли, трактованной как козырек. За основным сооружением располагался небольшой двор, в который вел проезд, оформленный Кекушевым как изысканная арочная галерея. В интерьерах использованы различные декоративные приемы, сделан акцент на оригинальные ограждения парадной лестницы, деревянную отделку дверей и вестибюля, потолков и пр. В этом доме М. С. Саарбеков не только жил, но и разместил контору своего завода, что было учтено при проектировании здания. Здесь расположены Культурный Центр Литовской Республики и офисы различных организаций.
Вернуться к списку
Здание 8. Особняк А. И. Кекушевой
1900–1903 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Анна Ионовна Кекушева – урожденная Болотова, дворянка, дочь отставного штабс-капитана из Кременчуга, вышла замуж за 35-летнего Л.Н. Кекушева в возрасте 19-ти лет. В семье было трое детей: сын и две дочери.
Адрес : Москва, ул. Остоженка, д. 21
1900–1903 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Анна Ионовна Кекушева – урожденная Болотова, дворянка, дочь отставного штабс-капитана из Кременчуга, вышла замуж за 35-летнего Л.Н. Кекушева в возрасте 19-ти лет. В семье было трое детей: сын и две дочери.
Адрес : Москва, ул. Остоженка, д. 21
Первоначально Кекушев разрабатывал проект дома для С. И. Мамонтова еще в 1899 году для постройки на Тверском бульваре. Однако из-за банкротства С. И. Мамонтова строительство не состоялось. Здание напоминало сказочный замок, формы которого были так популярны в Европе в эпоху эклектики и не раз использовались при постройке множества вилл. Асимметричная композиция, разновысотность объемов, романтичная граненая башенка с высоким шатром роднили особняк с современными загородными домами. Однако автор умело адаптировал его к фронту московской уличной застройки и превратил его в привлекательный акцент улицы Остоженка. В доме 15 комнат. На первом этаже разместились большой холл, столовая, кабинет хозяина, гостиная с видом на Остоженку. На втором — спальня супругов и детские комнаты. Разнообразные по форме оконные проемы, цветовой и фактурный контраст кирпичной стены с гладкими оштукатуренными поверхностями, вставки орнаментальных рельефов, гранитные основания — все это несло отпечаток кекушевского модерна. Привлекает внимание огромная скульптура льва, помещенная над щипцом главного фасада. В настоящее время в здании размещается Бюро военного атташе Посольства Египта.
Вернуться к списку
Здание 9. Особняк В. А. Лыжина
1901 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Владимир Александрович Лыжин, предприниматель, потомственный почетный гражданин, владелец Ивантеевской тонкосуконной фабрики. В.А. Лыжин играл заметную роль в благотворительном движении в городе – он был председателем Пречистенского отделения Дамского Попечительства о бедных, организовавшего в Москве разветвленную сеть яслей, детских садов, приютов, училищ, библиотек, бесплатных столовых, домов дешевых и бесплатных квартир, ремесленных мастерских, клубов, домов призрения, лазаретов, лечебниц.
Адрес : Москва, ул. Остоженка, д. 24
1901 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Владимир Александрович Лыжин, предприниматель, потомственный почетный гражданин, владелец Ивантеевской тонкосуконной фабрики. В.А. Лыжин играл заметную роль в благотворительном движении в городе – он был председателем Пречистенского отделения Дамского Попечительства о бедных, организовавшего в Москве разветвленную сеть яслей, детских садов, приютов, училищ, библиотек, бесплатных столовых, домов дешевых и бесплатных квартир, ремесленных мастерских, клубов, домов призрения, лазаретов, лечебниц.
Адрес : Москва, ул. Остоженка, д. 24
Особняк Лыжина расположен напротив особняка А. И. Кекушевой, строившегося в это же самое время. Перестройка классического в своей основе особняка Лыжиных с изменением фасада и присоединением одноэтажного строения по улице справа и с заднего фасада была произведена по проекту Л. Н. Кекушева. Старый дом был надстроен вторым этажом, к его объему со стороны двора были добавлены частью двухэтажные, частью одноэтажные пристройки. Все детали отделки основного двухэтажного дома и пристройки имеют плавные очертания. Плоскость фасада расчерчена тончайшим рустом. В композиции фасада существенное место занимают львиные маски — они украшают кронштейны, поддерживающие модульоны карниза, и кованые полотнища ворот. Лыжин вскоре поручил именно Кекушеву выстроить целый комплекс фабричных и жилых зданий в Ивантеевке при его фабрике. В настоящее время особняк является частной собственностью.
Вернуться к списку
Здание 10. Особняк В. Д. Носова
1903 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Василий Дмитриевич Носов – купец 1-й гильдии, Потомственный почетный гражданин, владелец тонкосуконных фабрик, директор-распорядитель, один из владельцев Промышленно-торгового товарищества мануфактур братьев Носовых. Он был гильдейским старостой Московской городской Думы, выборным Московского биржевого общества. Семья Носовых принадлежала к старообрядцам Преображенской общины.
Адрес : Москва, Электрозаводская ул., д. 12, стр. 1
1903 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Василий Дмитриевич Носов – купец 1-й гильдии, Потомственный почетный гражданин, владелец тонкосуконных фабрик, директор-распорядитель, один из владельцев Промышленно-торгового товарищества мануфактур братьев Носовых. Он был гильдейским старостой Московской городской Думы, выборным Московского биржевого общества. Семья Носовых принадлежала к старообрядцам Преображенской общины.
Адрес : Москва, Электрозаводская ул., д. 12, стр. 1
Особняк представляет собой редкий пример сохранившегося в городе особняка-дачи в стиле модерн. Особняк двухэтажный, деревянный с каменным цокольным этажом. Первоначальный проект представлял собой стилизацию американской фахверковой постройки в стиле королевы Анны. Однако в окончательном варианте, на основе того же плана, архитектор создал сооружение, более напоминающее современные европейские загородные дома и виллы с обширными террасами, фигурными козырьками, деревянными резными обрамлениями. Облик дома определил сам материал — дерево, оштукатуренное на поверхностях стен фасада дома. Все фасады разные, само здание ассиметричное. Здание расположено внутри небольшого сада. К улице обращена обширная деревянная веранда дома с террасой на втором этаже. Здание предназначалось для самого хозяина и его незамужней дочери Августы. 1-й этаж — мужской; 2-й этаж — женский. Светлое, превосходно обработанное дерево стало ведущим материалом в отделке интерьеров. Обращает на себя внимание пологая дубовая лестница, ведущая на второй этаж и освещенная огромным окном, обращенным в сад. Стены первой площадки лестницы с зеркалом, как все ее пространство, обшиты рельефными дубовыми панелями. Ограждения лестницы выполнены из толстых резных деревянных панелей с растительным узором, характерным для стиля модерн. Необычны окна особняка: разные по рисунку и высоте, они являются частью интерьера и украшения дома. В доме сохранились три камина, отделанные майоликовыми абрамцевскими изразцами. В советское время особняк, как и фабрика, был национализирован. Здесь располагались ясли, детский сад для детей работниц фабрики, которая стала называться «Освобожденный труд», женское общежитие, НИИ шерстяной промышленности. С 1987 года здесь находится историко-культурный комплекс «Особняк В. Д. Носова» — филиал Российской государственной библиотеки для молодежи.
Вернуться к списку
Здание 11. Центральные Китайские бани
1890–1893 гг.
Архитекторы: С.С. Эйбушиц, Л.Н. Кекушев
Владелец : Герасим Хлудов – купец 1-й гильдии из купеческого рода Хлудовых, коллекционер картин, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник.
Адрес : Москва, Театральный пр-д, д. 3, стр. 3
1890–1893 гг.
Архитекторы: С.С. Эйбушиц, Л.Н. Кекушев
Владелец : Герасим Хлудов – купец 1-й гильдии из купеческого рода Хлудовых, коллекционер картин, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник.
Адрес : Москва, Театральный пр-д, д. 3, стр. 3
Торцевая часть квартала между Рождественкой и Неглинной, прилегающая к Театральному проезду стала сначала собственностью Герасима Хлудова, а затем его наследниц-дочерей. На этой территории и были выстроены Китайские или Русско-Китайские бани — как их часто называли по названию Китайского (Китайгородского) проезда. Они представляли собой два респектабельных трехэтажных здания; в восточном, выстроенном в 1889 году, располагались дешевые бани для простонародья, слева — дорогие, так называемые номерные бани. Фасады их были отделаны в ренессансном стиле. С. С. Эйбушиц пригласил молодого архитектора из Петербурга в качестве помощника. По-видимому, Л. Н. Кекушеву была поручена отделка интерьеров дорогих номерных западных бань, строительство которых началось в 1890 году, а открытие состоялось в 1893 году. Это была первая работа Льва Кекушева в Москве. Здесь Кекушевым была создана парадная лестница в мужском отделении, пресса называла ее самой лучшей в Москве. Несмотря на многодельную декоративную отделку, она не оставляла ощущения перегруженности. Самой характерной ее чертой было устройство маршей. Первый семиступенчатый, плавно расширенный к низу, далее раздваивался, так что на уровень парадного этажа можно было попасть по двум маршам — и слева, и справа. Этот своеобразный прием напоминал в миниатюре парадную лестницу Парижской Оперы Гарнье. Китайские бани просуществовали в прежнем качестве до 1990-х годов, когда часть помещений второго этажа после реставрации была приспособлена под дорогой ресторан и кафе. В настоящее время здесь находится МЧС России.
Вернуться к списку
Здание 12. Богадельня им. И. Н. Геера
1894–1899 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев, при участии И.А. Иванова-Шица
Владелец : Иосиф Николаевич Геер, швейцарец по происхождению, купец, потомственный почетный гражданин, вдова – Наталья Петровна Геер
Адрес : Москва, Верхняя Красносельская ул., 15, стр. 1
1894–1899 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев, при участии И.А. Иванова-Шица
Владелец : Иосиф Николаевич Геер, швейцарец по происхождению, купец, потомственный почетный гражданин, вдова – Наталья Петровна Геер
Адрес : Москва, Верхняя Красносельская ул., 15, стр. 1
Здание богадельни с домовой церковью было построено в конце 19 века вдовой купца И. Н. Геера как богадельня, которая строилась Московским городским Управлением на земле, пожертвованной вдовой Геера. Лев Николаевич Кекушев исполнял в это время обязанность городского архитектора. Проект богадельни включал мужское и женское отделение и церковь на 100 человек, а также служебные помещения, квартиры надзирателя, экономки и фельдшера. Парадная лестница, отделанная, как всегда у Кекушева, замечательной кованной решеткой ограждения, вела в широкий коридор, служащий для прогулок проживающих. В центре второго этажа здания помещалась столовая, соединенная с двусветным помещением церкви узким проемом. Перед зданием был разбит роскошный парк. Здание имело симметричный корпус вдоль линии улицы, в его центре находилась домовая церковь, купол которой отмечал ось композиции. Церковь во имя святого Иосифа Обручника, проект иконостаса и внутреннего убранства был также выполнен Кекушевым. Роскошный иконостас был выполнен из белого мрамора. В советское время убранство храма было утрачено. Во время Первой Мировой войны здание использовалось в качестве лазарета. В 50-х годах XX века к восточному и западному крыльям здания были пристроены две двухэтажные пристройки. Архитектор определил стиль постройки как романо-византийский. В настоящее время признан объектом культурного наследия регионального значения.
Вернуться к списку
Здание 13. Доходный дом А. И. Кекушевой
1902–1903 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Анна Ионовна Кекушева (урожденная Болотова) – дворянка, дочь отставного штабс-капитана, уроженка Кременчуга. Родила Льву Николаевичу троих детей: сына и двух дочек.
Адрес : Москва, Остоженка ул., д. 19, стр.1
1902–1903 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Анна Ионовна Кекушева (урожденная Болотова) – дворянка, дочь отставного штабс-капитана, уроженка Кременчуга. Родила Льву Николаевичу троих детей: сына и двух дочек.
Адрес : Москва, Остоженка ул., д. 19, стр.1
Доходный дом на Остоженке, записанный на имя жены архитектора Анны Ионовны Кекушевой, был возведен через год рядом с собственным особняком зодчего. Он также построен в стиле модерн и составляет вместе с особняком единый ансамбль. В правой части здания обращает на себя внимание небольшой волнообразный аттик с картушем и датой постройки. Проемы окон превращены зодчим в этой постройке в глубокие ниши, что к тому времени стало отличительной чертой архитектурного языка Кекушева. В настоящее время в доме располагаются офисы, общественные организации, ресторан и др.
Вернуться к списку
Здание 14. Доходный дом И. П. Исакова (Московского Торгово-Строительного Акционерного Общества)
1904–1906 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Иван Исаков - петербургский купец, сменивший Рекка на посту главы Московского торгово-строительного акционерного общества.
Адрес : Москва, Пречистенка ул., д. 28
1904–1906 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Иван Исаков - петербургский купец, сменивший Рекка на посту главы Московского торгово-строительного акционерного общества.
Адрес : Москва, Пречистенка ул., д. 28
В 1903 году, когда Московское Торгово-строительное акционерное общество выкупило владение у мещанина Федора Стрельцова, старая застройка была снесена, а на ее месте был выстроен новый пяти-шестиэтажный дом, который был продан в 1906 году Ивану Исакову, который владел им до революции 1917 года. Дом был предназначен для сдачи внаем респектабельной публике и был оснащен всеми возможными удобствами. В этом же доме в 1907 году снимал жилье и архитектор Кекушев, поселившийся в квартире № 9 после размолвки с женой. Еще через пару лет, когда особняк на Остоженке, в котором Кекушев проживал с женой и детьми, будет продан, знаменитый архитектор вновь переедет в доходный дом Исакова вместе со всем своим семейством. Дом имел Н-образную форму — от главного дома перпендикулярно отходил корпус, образовывавший небольшие дворики с западной и восточной стороны. Здание — одна из самых известных и интересных построек московского модерна. Кружевные балконы в сочетании со скульптурным декором придают неповторимый облик этому дому. Низ сооружения облицован гранитной мозаикой. Формы окон на каждом этаже разные: прямоугольные, лучковые с сандриками, на пятом на замковых камнях помещены лепные женские головки. По бокам от овального окна в центре пятого этажа помещены горельефы двух аллегорических женских фигур, олицетворяющих Просвещение и Строительство. Наиболее богато были отделаны квартиры второго этажа, имевшие лепные плафоны и керамические камины, выполненные фабрикой М. С. Кузнецова. В настоящее время там находятся жилые и нежилые помещения, сдаваемые городом в аренду.
Вернуться к списку
Здание 15. Доходный дом наследниц Хлудовых
1894–1896 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Наследницы Хлудовы, дочери Герасима Хлудова: Клавдия Герасимовна Вострякова, урожденная Хлудова – потомственная почетная гражданка, жена Дмитрия Родионовича Вострякова, главы чаеторговой фирмы «Н. и Д. Востряковы»; Любовь Герасимовна Лукутина, урожденная Хлудова; Прасковья Герасимовна Прохорова, урожденная Хлудова; Александра Герасимовна Найденова, урожденная Хлудова.
Адрес : Москва, ул. Рождественка, 1, стр. 1
1894–1896 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Наследницы Хлудовы, дочери Герасима Хлудова: Клавдия Герасимовна Вострякова, урожденная Хлудова – потомственная почетная гражданка, жена Дмитрия Родионовича Вострякова, главы чаеторговой фирмы «Н. и Д. Востряковы»; Любовь Герасимовна Лукутина, урожденная Хлудова; Прасковья Герасимовна Прохорова, урожденная Хлудова; Александра Герасимовна Найденова, урожденная Хлудова.
Адрес : Москва, ул. Рождественка, 1, стр. 1
После постройки Центральных («Китайских») бань, где Л. Н. Кекушев играл значительную роль, сестры пригласили архитектора для строительства доходного и торгового дома, который должен был занять оставшуюся часть квартала между Неглинной и Рождественкой, обращенную к Китай-городу. Первые два этажа предназначались для торговых помещений, на третьем должны были находиться частью магазины, частью жилые квартиры, а четвертый этаж был занят квартирами и гостиницей Карла Дюсо. Здание было выстроено из кирпича, подвалы перекрыты цилиндрическими и крестовыми сводами. Архитектор визуально объединил торговый дом наследниц Хлудовых с их же соседним ранее построенным домом. Постройку отличало высокое качество строительства. Штукатурные и каменные работы в доме Хлудовых производил П. И. Кононов, владелец завода по изготовлению гипса и алебастра из казанского и муромского камней. На третьем этаже находились популярные в творческой среде квартиры, где некоторое время жил сам автор — Лев Николаевич Кекушев, его ближайший коллега и однокурсник Илларион Иванов-Шиц, Иван Жолтовский, актриса московского художественного театра М. Ф. Андреева и другие. В феврале 1909 года в здании состоялась выставка картин, организованная редакцией журнала «Золотое руно», к которому тяготели символисты. В 1933—1934 году оба доходных дома наследниц Хлудовых были надстроены и реконструированы для административных целей. Особенно капитально был перестроен торговый дом, надстроенный тремя этажами, дом лишился массивного купола, всей архитектурной декорации и пр. В настоящее время в здании располагается Министерство транспорта Российской Федерации.
Вернуться к списку
Здание 16. Доходный Дом В. И. Грязнова
1901 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев, при участии С.С. Шуцмана
Владелец : Василий Иванович Грязнов, купец-чаеторговец, сосед Л.Н. Кекушева.
Адрес : Москва, Остоженка ул., д. 17
1901 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев, при участии С.С. Шуцмана
Владелец : Василий Иванович Грязнов, купец-чаеторговец, сосед Л.Н. Кекушева.
Адрес : Москва, Остоженка ул., д. 17
Дом Грязнова на Остоженке — это небольшое трехэтажное здание с полуподвалом. Фасад украшает легкий балкончик, а угловую более высокую часть здания — полукруглые окна с масками рыцарей. Одну маску можно увидеть со стороны Остоженки на главном фасаде дома, а другую — на боковом, выходящем на сквер. Подъезд дома выделен ризалитом (выступом) с плавно изогнутым карнизом. Окна полуподвала и третьего этажа имеют закругленные углы — этот прием характерен для модерна. Кроме того, ажурные кованые ограждения украшают балконы здания, а кованые решетки — окна цокольного этажа. Стены первого этажа отделаны рустом (имитация каменной кладки), а второго и третьего — облицованы керамической плиткой телесного цвета. С правой стороны дом Грязнова вплотную примыкает к дому Кекушевой и смотрится единым целым. В 1920-е годы дома №№ 17 и 19 объединили, и их заняла одна из московских клиник, где хирургом работал А. И. Бакунин. Именно здесь умер патриарх Тихон в 1925 году. В 2000-е годы доходный дом Грязнова был визуально отделен от соседнего здания, Особняка А. И. Кекушевой.
Вернуться к списку
Здание 17. Доходный дом А.Ф. и Н. Ф. Бочаровых
1902–1903; 1906 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев, при участии К.Ф. Бурова
Владелец : Федор Григорьевич Бочаров – зажиточный крестьянин, владелец нескольких жилых домов в Москве.
Адрес : Москва, Гоголевский бульвар, д. 21 стр. 1
1902–1903; 1906 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев, при участии К.Ф. Бурова
Владелец : Федор Григорьевич Бочаров – зажиточный крестьянин, владелец нескольких жилых домов в Москве.
Адрес : Москва, Гоголевский бульвар, д. 21 стр. 1
Дом А. Ф. и Н. Ф. Бочаровых на Гоголевском бульваре — это эффектное четырехэтажное здание, выстроенное на внешней стороне Гоголевского (Пречистенского) бульвара. Известен как «дом с совами». После нескольких смен владельцев во владении Ф. Г. Бочарова к 1900 году числилось пять жилых домов, во дворе находились мастерские по окраске тканей. В 1902 году его сыновья решили кардинально изменить застройку своего участка. Был заказан четырехэтажный жилой дом с нежилым подвалом. Часть первого этажа занимал магазин тканей, остальное пространство отводилось квартирам — по одной на этаж. В 1904—1905 годах здание решено было расширить. Под руководством архитектора Константина Бурова дом продлили по фасаду вдоль бульвара: с северной стороны было пристроено дополнительное крыло, его оформление выдержали в полном соответствии с проектом Кекушева. Благодаря объёму второго корпуса на каждом этаже здания стало размещаться по две квартиры, однако была утрачена симметрия изначальной композиции. Отличить первую часть здания от достроенной можно по эркерам с совами — они расположены ближе к переулку Сивцев Вражек и в центральной части, а к дому № 23 примыкает гладкий фасад. С 1917 года его национализировали, а квартиры отдали под коммунальное жильё. С распадом СССР в начале 1990-х годов здание было реконструировано и сдавалось в аренду под офисы. Из оригинальной отделки интерьеров сохранились только кованые ажурные решётки лестниц и частично лепнина потолков. В 2016-м была проведена реставрация фасада, восстановлена лепнина и малые скульптурные формы, вернули зданию историческую расцветку. С начала 2000-х годов здание занимает корпорация «Ростех»
Вернуться к списку
Здание 18. Доходный дом К. В. Исаева
1903–1904 гг.
Архитектор Л. Н. Кекушев
Владелец : Константин Васильевич Исаев, потомственный почетный гражданин, купец 2-й гильдии, владелец мастерской золотых изделий.
Адрес : Москва, Пятницкая улица, д. 49, стр. 3
1903–1904 гг.
Архитектор Л. Н. Кекушев
Владелец : Константин Васильевич Исаев, потомственный почетный гражданин, купец 2-й гильдии, владелец мастерской золотых изделий.
Адрес : Москва, Пятницкая улица, д. 49, стр. 3
В марте 1903 года Кекушев выполнил проект двух жилых корпусов во дворе бывшего владения К. Т. Толоконникова. Наиболее респектабельным был четырехэтажный корпус с подвалом, расположенный позади главного дома владения, для которого он явился своеобразным архитектурным фоном. Дом выполнен в стиле модерн. Главный фасад, обращенный к Пятницкой улице, облицован керамической плиткой пепельно-табачного оттенка, на котором хорошо выделяется лепной декор, окрашенный в белый цвет. Очень эффектно выполнено окно лестничной клетки, расположенное в центре фасада над главным входом. В 1904 году позади этого доходного дома по проекту Кекушева был возведен еще один, параллельный ему, длинный Г-образный корпус с нежилым подвалом. Его облик также был решен в формах модерна. Дом расположен вдоль восточной границы владения. В 1926 году в бывшем доходном доме К. В. Исаева было организовано Жилтоварищество. В 1946—1949 гг. корпус, расположенный вдоль восточной границы владения, был надстроен пятым этажом, где устроены квартиры для рабочих завода «Электролампа». В настоящее время в нем располагаются офисы различных организаций.
Вернуться к списку
Здание 19. Доходный и торговый Дом М. А. Франка
1902, 1904–1905 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Михаил Андреевич Франк – германский подданный, фабрикант и купец, владелец фабрики зеркал и стекла.
Адрес : Москва, Б. Кисельный переулок, д. 11
1902, 1904–1905 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Михаил Андреевич Франк – германский подданный, фабрикант и купец, владелец фабрики зеркал и стекла.
Адрес : Москва, Б. Кисельный переулок, д. 11
Купив обширный участок земли, М. А. Франк решил построить для нужд своей фирмы фабричное и крупное административно-торговое здание с квартирами в верхних этажах. А. В. Ивановым в 1899 году в глубине участка были встроены жилой и фабричный корпуса. В 1902 году Франк заказал Кекушеву проект массивного четырехэтажного здания, проект был подан в городскую Управу, однако строительство лицевого здания начато не было. В мае 1904 года в Управу было подано новое прошение о строительстве более массивного пятиэтажного здания. Владелец предусматривал создать в первом этаже торговые помещения и конторы, в верхних этажах — дорогие квартиры. План постройки соответствовал плану Кекушева. Постройка эффектна и до сих пор доминирует в окружающей среде. Многое сохранилось до сих пор: восточный сводчатый вестибюль с керамическим орнаментальным полом, центральная парадная лестница с разнообразными керамическими полами и с первоначальными металлическими ограждениями: варьируются растительные и геометрические мотивы. Дом был оснащен по последнему слову техники: водопроводом, канализацией, электричеством, лифтами. Владение Франка было очень доходным. После 1917 года было передано в ведомство НКВД. Сейчас там располагается Академия ФСБ России.
Вернуться к списку
Здание 20. Гостиница «Метрополь»
1898–1905 гг.
Л.Н. Кекушев – проектирование и строительство до пожара 1901 г. (при участии С.С. Шумана, Н.В. Шевякова и В.В. Воейкова); главные фасады – В.Ф. Валькот (при участии Л.Н. Кекушева)
Владелец : Владелец – Савва Иванович Мамонтов – успешный московский предприниматель, благотворитель и покровитель художников, скульпторов, театра, истинный ценитель искусства, создавший в своем имении «Абрамцево» так называемый Абрамцевский кружок. В 1898 году он основал Северное домостроительное общество, в целях строительства Ярославско-Архангельской железной дороги.
Адрес : Москва, Театральный пр., д. 2
1898–1905 гг.
Л.Н. Кекушев – проектирование и строительство до пожара 1901 г. (при участии С.С. Шумана, Н.В. Шевякова и В.В. Воейкова); главные фасады – В.Ф. Валькот (при участии Л.Н. Кекушева)
Владелец : Владелец – Савва Иванович Мамонтов – успешный московский предприниматель, благотворитель и покровитель художников, скульпторов, театра, истинный ценитель искусства, создавший в своем имении «Абрамцево» так называемый Абрамцевский кружок. В 1898 году он основал Северное домостроительное общество, в целях строительства Ярославско-Архангельской железной дороги.
Адрес : Москва, Театральный пр., д. 2
Предполагалось, что общество Ярославско-Архангельской дороги будет строить первоклассные особняки в центре города. К строительству были привлечены Л. Н. Кекушев и другие выдающиеся архитекторы. Первым таким сооружением должен был стать отель «Метрополь». По замыслу С. И. Мамонтова это должен был быть «город в городе». Это должна быть гостиница нового типа не только оснащенная техническими новинками, но и позволяющая постояльцам автономно в ней существовать. Кроме гостиничных номеров, предполагалось, что здесь будет ресторан, оперный театр, залы для художественных выставок и пр. Кекушев быстро разработал планировку гостиничного комплекса. Но арест Мамонтова и последующее его разорение изменили планы. Был объявлен творческий конкурс, на котором проект Кекушева занял первое место. Но по решению Мамонтова архитектором главного фасада со знаменитой «Принцессой Грезой» стал В. Валькот. 14 декабря 1891 года в Метрополе был страшный пожар, уничтоживший творения Кекушева. И после пожара до его открытия в 1905 году зодчий продолжал работать над интерьерами отеля. Особенно интересны Кекушевские окна-порталы, фасады, выходящие на Киттайгородскую стену, на Театральную площадь и Театральный проезд.
Вернуться к списку
Здание 21. Доходный дом князя В.С. Оболенского-Нелединского (Е.П. Кудрявцевой)
1896–1998 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Владелец – князь Валериан Сергеевич Оболенский-Нелединский. После окончания строительства дом продали почетной гражданке Екатерине Павловне Кудрявцевой, которая владела им до революции 1917 года.
Адрес : Москва, Варсонофьевский пер., д. 6
1896–1998 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Владелец – князь Валериан Сергеевич Оболенский-Нелединский. После окончания строительства дом продали почетной гражданке Екатерине Павловне Кудрявцевой, которая владела им до революции 1917 года.
Адрес : Москва, Варсонофьевский пер., д. 6
Это четырехэтажный доходный дом с подвалом и полуподвалом. Дом относился к классу респектабельных жилых домов, квартиры были отделаны лепниной и снабжены каминами. Одно время там жил композитор А. Н. Скрябин, позднее — архитектор И. В. Жолтовский. Как во всех домах Кекушева, окна являются его украшением, как и прямоугольные эркеры. После революции здесь были устроены коммунальные квартиры. К 1990-м годам дом обветшал, была проведена реконструкция, и от исторической постройки Кекушева остался лишь фасад.
Вернуться к списку
Здание 22. Доходный дом Я. А. Бабушкина
1897 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Владелец – зажиточный крестьянин Яков Андрианович Бабушкин. Сын его – владелец паркетной фабрики в Москве, купец 2-й гильдии.
Адрес : Москва, ул. Покровка, 29
1897 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Владелец – зажиточный крестьянин Яков Андрианович Бабушкин. Сын его – владелец паркетной фабрики в Москве, купец 2-й гильдии.
Адрес : Москва, ул. Покровка, 29
Выстроенный жилой комплекс почти полностью занимал территорию владения заказчика. Четырехэтажный лицевой комплекс дома с несколько заглубленным дополнительным цокольным этажом и подвалом, расположенный вдоль Покровки, имел две прямоугольные проездные арки — центральную и боковую, соединявшие два дворовых жилых корпуса, расположенных друг за другом. Таким образом, создавалась сложная структура из пяти разных по форме и величине внутренних двориков. В лицевом корпусе располагались респектабельные квартиры, обращенные окнами на улицу. Они имели по 5−7 комнат, ванную и кухню со смежною с нею комнату прислуги. Было две лестницы из квартиры: парадная, с выходом на Покровку, и черная — для прислуги. После революции жильцов уплотнили и разместили коммуналки.
Вернуться к списку
Здание 23. Доходные дома В. Е. Быкова
1909–1911 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Владелец – Василий Егорович Быков, купец 2-й гильдии, бравший подряды на строительные и печные работы.
Адрес : Москва, 2-я Брестская ул., д. 19/18, стр. 1, 4
1909–1911 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Владелец – Василий Егорович Быков, купец 2-й гильдии, бравший подряды на строительные и печные работы.
Адрес : Москва, 2-я Брестская ул., д. 19/18, стр. 1, 4
В 1909-м демонтировали обветшалое двухъярусное строение, возведённое при Е. Е. Кокорине. На его месте архитектору Льву Кекушеву заказали построить четырёхэтажный доходный дом с полуподвалом. Он разработал проект с выразительными фасадами в стиле модерн. Их основными элементами стали аттик и козырьки над эркерами, формирующие волнообразную верхнюю часть строения. Оконные ниши украсили маскаронами, на месте замковых камней первого этажа расположили лепные картуши, в основании эркеров — кронштейны. Массивные фигурные деревянные рамы оборудовали специальными выпуклыми стёклами, собирающими свет. Края аттиков выделили скульптурными «луковичками», въездную арку — массивным львиным маскароном. В первом этаже располагалась контора владельца, два магазина и две квартиры. Остальные этажи были заняты только квартирами. В подвале размещалась котельная с комнатой истопника и склады магазинов, расположенные выше. В 1910 году Кекушевым был надстроен и заново отделан по фасаду соседний с этим трехсекционный дом, расположенный вдоль Ново-Васильевского переулка. Он также стал четырехэтажным. В 1914 году часть третьего этажа и четвертый в обоих зданиях были заняты Грузинскими городскими начальными училищами. На первом этаже помещалась контора владельца, булочная, аптека, а на втором — квартиры. В советское время дома оставались жилыми, в 70-е годы здания занимали административные учреждения. Затем дома обветшали, и владелец решил их снести, а на их месте построить восьмиэтажный дом. В 2010 году в доме был устрон пожар. Многие годы шла борьба общественности за сохранение дома, которая увенчалась успехом. В 2012 году дома были признаны объектами культурного наследия регионального значения и поставлены под охрану.
Вернуться к списку
Здание 24. Особняк А. А. Пантелеева
1893–1894; 1898; 1909 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Александр Александрович Пантелеев – купец, бравший строительные подряды.
Адрес : Москва, Олсуфьевский пер., д. 2/4
1893–1894; 1898; 1909 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Александр Александрович Пантелеев – купец, бравший строительные подряды.
Адрес : Москва, Олсуфьевский пер., д. 2/4
Дом Пантелеева в Хамовнической части Москвы на Девичьем поле стал одной из первых самостоятельных построек Льва Николаевича в Москве. Любопытно, что архитектор работал над ним в общей сложности пятнадцать лет. К сожалению, дом Пантелеева, сейчас надстроенный тремя этажами, потерял свое первоначальное лицо. Это дом-блок с небольшими фасадными выступами-ризалитами с подчеркнуто высоким вторым парадным этажом, завершенным мощным карнизом с модульонами. Здесь применен излюбленный Кекушевский прием — размещение оконных проемов в нишах. Боковые фасады были украшены лепниной. На боковом фасаде впервые появился сандрик со скульптурной львиной маской. Бывший особняк А. А. Пантелеева используется сейчас как банковское помещение.
Вернуться к списку
Здание 25. Перестройка и отделка интерьеров особняка И. А. Морозова (Морозовская галерея)
1904–1906; 1908 (?) гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Иван Абрамович Морозов (1871–1921) родился в Москве. Он был вторым сыном потомственного почетного гражданина Абрама Абрамовича Морозова и Варвары Алексеевны Морозовой (урожденной Хлудовой). И.А. Морозов – меценат, коллекционер, основатель картинной галереи.
Адрес : Москва, Пречистенка ул., д. 21
1904–1906; 1908 (?) гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Иван Абрамович Морозов (1871–1921) родился в Москве. Он был вторым сыном потомственного почетного гражданина Абрама Абрамовича Морозова и Варвары Алексеевны Морозовой (урожденной Хлудовой). И.А. Морозов – меценат, коллекционер, основатель картинной галереи.
Адрес : Москва, Пречистенка ул., д. 21
Под картинную галерею переделывает дом знаменитый архитектор Лев Николаевич Кекушев в 1905 году. Была удалена лепнина с анфиладных комнат, стены обили полотном жемчужно-зеленого цвета, в крышу встроили высокий стеклянный фонарь, залы расширили: за счет снятия антресолей высота самого большого зала увеличилась до 6 метров! Парадный Белый зал и Дубовый зал (бывшая столовая) сохранили до наших дней кекушевскую отделку и обстановку. Заново, в неоготическом стиле, архитектор отделал кабинет хозяина особняка. По просьбе Морозова он сделал также несгораемую комнату, в которую в случае необходимости можно было спрятать всю коллекцию. В 1929 году дом снова реконструировали, и до 1948 года здесь размещался Музей нового западного искусства. В настоящее время здесь располагается Российская Академия художеств. В анфиладе парадного этажа проходят художественные выставки.
Вернуться к списку
Здание 26. Восточное крыло и крытый перрон в здании Ярославского вокзала
1895–1896 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Савва Иванович Мамонтов родился в Ялуторовске Тобольской губернии, в купеческой семье. Крупный промышленник, меценат, основатель первой «Русской частной оперы», владелец усадьбы Абрамцево, главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Адрес : Москва, Комсомольская пл., д. 5
1895–1896 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Савва Иванович Мамонтов родился в Ялуторовске Тобольской губернии, в купеческой семье. Крупный промышленник, меценат, основатель первой «Русской частной оперы», владелец усадьбы Абрамцево, главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Адрес : Москва, Комсомольская пл., д. 5
В 1895 году главный строитель Московско-Ярославской железной дороги (ранее Северной) Савва Иванович Мамонтов заказал Кекушеву новое двухэтажное восточное крыло здания, примыкающее к заднему фасаду постройки Кузьмина с крытым перроном. К 1896 году строительные работы были в основном завершены. Самой эффектной частью вокзала был крытый перрон первого класса для пребывающих поездов — великолепная открытая арочная галерея, выходившая к железнодорожным путям. При перестройке лицевого дома Шехтелем в 1902—1904 гг. кекушевское крыло Ярославского вокзала примкнуло к ному объему практически без изменений. Лишь в 1960-х годах, после капитальной реконструкции внутренних помещений вокзала, кекушевский перрон для пассажиров первого класса вошел в интерьер современного зала ожидания, где сохраняется его каменная аркада.
Вернуться к списку
Здание 27. Общежитие Императорского Московского технического училища
1899–1902 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Варвара Алексеевна Морозова – известная предпринимательница, владелица «Товарищества Тверской мануфактуры», крупнейшая благотворительница, возглавляла Общество вспомоществования нуждающимся студентам Императорского Московского Технического училища.
Адрес : Москва, Бригадирский пер., 14
1899–1902 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Варвара Алексеевна Морозова – известная предпринимательница, владелица «Товарищества Тверской мануфактуры», крупнейшая благотворительница, возглавляла Общество вспомоществования нуждающимся студентам Императорского Московского Технического училища.
Адрес : Москва, Бригадирский пер., 14
В 1898 году В. А. Морозова организовала сбор средств на строительство общежития для неимущих студентов. Министром народного просвещения в 1899 году была создана Строительная комиссия, которая объявила конкурс проектов, был выбран проект Кекушева. Четырехэтажная с полуподвалом новостройка заняла угол Бригадирского переулка и улицы Коровий Брод (теперь 2-я Бауманская) в виде эффектного замка с высокой шатровой башней (сейчас его облик заметно изменился). Кроме жилых помещений в здании общежития располагались: столовая на 300 человек, кухня, библиотека-читальня. Внешне достаточно репрезентативное, внутри здание общежития было отделано и обставлено скромно. Изюминкой здания стала межэтажная лестница. В настоящее время здание общежития используется для размещения поликлиники МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Вернуться к списку
Здание 28. Надстройка боковых крыльев здания Императорского Московского технического училища
1898–1899 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец :
Адрес : Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
1898–1899 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец :
Адрес : Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5
В 1898 году в ИМТУ пришел работать преподавателем архитектуры молодой Л. Н. Кекушев и был задействован в перестройке главного корпуса и строительстве новых зданий. В 1902—1903 гг. над двухэтажными симметричными боковыми крыльями бывшего Слободского дворца Кекушев сделал симметричные надстройки, в которых разместились дополнительные большие залы. Архитектору удалось дополнить ампирный ансамбль бывшего Слободского дворца, оформленный Жилярди. Залы надстроенного этажа получились очень светлыми, поскольку по обеим длинным сторонам располагались широкие окна. Конструкции перекрытий и декоративное оформление залов третьего этажа в основном сохранились до нашего времени. Залы по-прежнему используются под учебные аудитории МГТУ им. Баумана.
Вернуться к списку
Здание 29. Химическая лаборатория Императорского Московского технического училища
1899 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец :
Адрес : Москва, 2-я Бауманская, д. 10
1899 г.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец :
Адрес : Москва, 2-я Бауманская, д. 10
Здание химической лаборатории возведено в 1899 году по проекту Л. Н. Кекушева напротив главного корпуса, помещавшегося в бывшем Слободском дворце. Здание простое по формам, ясное по композиции и гармоничное по пропорциям.
Вернуться к списку
Здание 30. Больница при Преображенской старообрядческой общине
1912–1914 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Преображенский богадельный старообрядческий дом получил это название после того, как в 1860-х годах мужскую половину федосеевской общины перевели на территорию так называемого Женского двора.
Адрес : Москва, Преображенский вал ул., д. 19, стр. 1
1912–1914 гг.
Архитектор Л.Н. Кекушев
Владелец : Преображенский богадельный старообрядческий дом получил это название после того, как в 1860-х годах мужскую половину федосеевской общины перевели на территорию так называемого Женского двора.
Адрес : Москва, Преображенский вал ул., д. 19, стр. 1
Указ императора Николая II 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» впервые утвердил свободу вероисповедания, за которым последовало распечатание всех старообрядческих алтарей Москвы. Силами Московской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского согласия перед Преображенским старообрядческим богадельным домом у южного конца складов, где хранили капусту и дрова, была построена в 1912—1914 годах новая краснокирпичная больница для старообрядцев-федосеевцев поморского согласия. Она стала одним из последних реализованных проектов Льва Кекушева в Москве. Возможно, получение этого заказа было связано с постоянными заказчиками архитектора — семьями наследниц Г. И. Хлудова и Носовыми.
Вернуться к списку